В Свято-Покровском храме села Бархатово состоялись богослужения в Неделю вторую Великого поста

В воскресение, 27 марта, в Неделю вторую Великого поста, в Свято-Покровском храме села Бархатово была совершена Божественная литургия по чину святителя Василия Великого, возглавил которую настоятель нашего прихода иерей Сергий Гридин.

Второе воскресение Великого поста — день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, города, более известного нашим современникам под именем греческих Фессалоник. Святитель Григорий родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в начале второго десятилетия 14 века и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца Никодима принял монашеский постриг и начал путь подвижничества.

В 1321 году, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.

В 1326 году, из-за угрозы нападения турок, вместе с братией он перебрался в Фессалоники, где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди.

Десять лет спустя святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. Между тем в 30-е годы 14 века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских защитников Православия и принёсшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из итальянской Калабрии приехал учёный монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. Умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, богословие которого было признано в равной мере и Восточной, и Западной Церквями.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Фессалоники, оттуда в Константинополь и обратно, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света. При этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился к Варлааму сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов». К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

На Константинопольском Соборе 1341 года, в храме Святой Софии, произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный отлучению, уехал в Калабрию.

В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения святителя Григория Паламы. Но жители Фессалоник приняли святителя Григория не сразу. Он был вынужден жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до своей смерти он вернулся в Фессалоники. Накануне преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

Избранное
Последние новости
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Vkontakte - Black Circle

© 2016 Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Красноярская митрополия. Сайт создан по благословению Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Vkontakte - Black Circle